Устройство лодки
Лодка состоит из корпуса лодки, в который входят бортовые баллоны, днище и дека, и элементов каркаса. Бортовые баллоны разделены посередине двумя перемычками, в результате лодка имеет две не зависимые надувные секции, носовую и кормовую. К нижней части бортовых баллонов приклеено днище, верхнюю часть лодки закрывает дека.
Детали каркаса включают в себя: поперечную распорку, разборный обруч, и детали подвесного сидения. Поперечная распорка поднимают деку лодки вверх, что позволяет воде попадающей на деку свободно скатываться за борт лодки.
На деке расположено овальное отверстие для посадки гребца. По периметру овального отверстия приклеена лента из ткани ПВХ, в край которой продет шнур, позволяющий крепить обруч овальной формы. Обруч состоит из четырех частей, соединенных между собой круглой резинкой, В дальнейшем гребец может надевать на этот обруч фартук, защищая внутренность лодки от попадания воды и брызг.
На деке в носу и корме лодки приклеены две ручки. Перед гребцом и за спиной гребца на деке приклеены два ряда ременных петель, которые позволяют крепить дополнительный груз на деке. Для этого можно использовать упаковочные ремня входящие в комплект лодки.
Стандартно лодка комплектуется подвесным сидением. Подвесное сиденье состоит из прямоугольной рамки на которую натягивается ткань ПВХ. Рамка разборная, состоит из четырех трубок, которые соединяются между собой при помощи пластиковых защелок. На бортовых баллонах приклеена фурнитура при помощи которой рамка подвесного сиденья крепится к бортовым баллонам.
По предварительной договоренности возможна установка в лодке стеклопластикового сиденья.
Спинки крепятся к двум пластмассовым рамкам, приклеенным к бортовым баллонам лодки, и к двум пластмассовым крючкам, приклеенным с внутренней стороны деки. Положение спинки может быть изменено при помощи регулировочных пряжек.
Лодка имеет регулируемый ножной упор. Ножной упор представляет из себя дюралевую трубку с двумя пластмассовыми втулками, еще на этой трубке закреплена небольшая веревочная петелька. Через втулки продет шнур, концы шнура крепятся к опорам передней поперечной распорки, шнур продевают в отверстие опоры, и на конце шнура завязываю узел (бантик). Изменяя положение узелков на шнуре, регулируют нужное положение упора в лодке. В носу лодки с внутренней стороны, приклеено полукольцо, к которому закреплена круглая резинка с пластиковым крючком. Этот крючок нужно зацепить за петельку на трубе упора. Таким образом, ножной упор становится подвешенным внутри носового отсека лодки и в него можно упираться ступнями ног. |
Подробности и особенности
Главная особенность этой лодки это небольшой вес и компактность в
собранном виде. Это достигнуто за счет уменьшения основных размеров
лодки и применения более легких материалов.
Хочется сказать несколько слов о том, из каких соображений была выбрана
форма лодки и основные, базовые размеры.
Толчком к этой работы послужили американские «пакрафты»,
появившиеся в нашей стране не так давно. До их появления представить
себе одноместную лодку весом три килограмма, которую можно использовать
в туристических целях, было чем-то не вероятным, вызывающее большие
сомнения и еще большие вопросы. Вопросы и сомнения остаются до сих
пор, но психологический барьер преодолён. Эти лодки ходят по нашей
стране, и уже идет обмен мнений, о достоинствах и недостатках, об
особенностях использования заморского продукта в отечественных условиях.
Основное пожелание, возникающее у пользователей «пакрафтов»
- скорость хотелось бы побольше. Лично мне, еще, в «пакрафте»
не нравится загрузка, когда рюкзак со снаряжением привязывается на
носу, сверху лодки, над ногами гребца. По-другому, с загрузкой в коротком,
одноместном «Пакрафте» не возможно, и с точки зрения распределения
веса по длине лодки это не плохо. Но с точки зрения распределения
веса по высоте, парусности, и чисто эстетически такой вариант решения
загрузки я считаю не корректным.
Разбирая дальше можно отметить что, в плане безопасности американский
девайс, не выдержит ни какой критики, не говоря о ГОСТах и сертификации.
Лодка имеет один, единственный надувной отсек, и если, не дай бог
герметичность этого отсека будет нарушена, то вы просто теряете лодку
и все не плавающее снаряжение, оно банально тонет, и хорошо, если
на вас надет спасательный жилет и до берега расстояние которое вы
в состояние преодолеть вплавь. Но не будем больше о страшилках.
А как же удалось американцам сделать лодку такой легкой. Ответ простой,
это использование волшебный, американских материалов, плотностью 400
г/м² и еще меньше. Из тех образцов, которые удалось пощупать
руками, у меня сложилось впечатление, что за океаном, по материалу
для таких лодочек еще окончательно не определились и дело там еще
находится на стадии проб и экспериментов.
Объективности ради, следует отмерить, что ткань, особенно нейлон,
с двухсторонним покрытием TPU, используемая в «пакрафтах»
является очень достойной. К сожалению, она пока плохо доступна у нас
в России. Для нашей лодки такой ткани достать не получилось, но тем
не менее, удалось найти очень не плохую ткань плотностью 400 гр./м²,
с покрытием ПВХ. В сезоне 2016 года бортовые баллоны лодки в легком
исполнении будут сделаны из материала с покрытием ПВХ плотностью 400
гр./м², днище 640 гр./м², дека 400 гр./м². Бортовые
баллоны лодки в стандартном исполнении будут сделаны из материала
с покрытием ПВХ плотностью 640 гр./м², днище 640 гр./м²,
дека 400 гр./м².
Стараясь исправляя то, что не нравилось в «пакрафте»
мы пришли к образцу, который вам сейчас представляем.
Относительно остроконечная форма, нос и корма лодки приподняты очень
немного, так чтобы лодка разрезала воду и не гнала перед собой волну.
Наибольший диаметр бортовых баллонов 250 мм., ширина лодки 825
мм. выбор этих цифр это компромисс обеспечивающий баланс между жесткостью
лодки, хорошей остойчивостью и зависимостью скорости лодки от ее ширины.
Длина лодки 2.8 метра, почему не длиннее и не короче? На мой взгляд,
это минимальная длина, которая позволяет лодке иметь приемлемую скорость
и внутренний объем для размещения снаряжения на две-три недели автономного
похода.
Замер скорости первого, опытного экземпляра этой лодки показал 5.2
километра в час. Скорость была определена следующим способом, озерный
участок протяженностью 19 километров в условиях безветрия пройден
за 3 часа 40 минут. (лодку передвигал не спортсмен).
В исполнении лодки без деки, в носу и корме лодки приклеены по одной
ручке и одному полукольцу из нержавейки. Полуколец по бортам лодки
на лодке без деки нет. Почему? МЫ это делаем преднамеренно. Опыт общения
с покупателями лодок без деки, показывает то, что единого мнения,
как это должно быть сделано, нет. Как правило, понимание что нужно,
приходит только в ходе эксплуатации лодки.
Спинки, которые мы ставим на лодках с декой, для лодок без деки, по
конструкции не подходят, поэтому их нет на этих лодках.
В лодках с декой полуколец по бортам лодки, для крепления дополнительного
груза тоже нет, причина такого положения вещей та же что и в лодке
без деки плюс еще то, что все снаряжение на две-три недели помещается
внутрь лодки.
Просьба отнестись к этому с пониманием.
Юбки.
Обруч который мы используем для этих лодок отличается от обруча используемого
на лодках серии «Викинг». Во первых он немного больше,
его габаритные размеры 500 на 850 миллиметров. Во вторых он разборный.
То, что обруч разборный конечно ухудшает его прочность, обращаться
с ним нужно более аккуратно. Но комплектовать такую компактную в упаковки
лодку не разборным обручем было бы не корректно. К нему подходит "Юбка большая" см. страницу цены раздел комплектующие.
Рекомендации по использованию
Находкой, при работе над этой моделью стало решение по загрузке
носового отсека лодки. Этот момент достаточно важен, так как центр
тяжести лодки при загрузке кормового отсека смещен в сторону кормы,
нос лодки при этом приподнят, волна которую лодка гонит перед собой
становится больше, скорость лодки уменьшается. Очень хочется загрузить
нос лодки чем-нибудь тяжелым, чтобы уменьшить этот подъем, но в носу
лодки находятся ноги гребца и места там практически не остается. Решение
было найдено случайно, одна из гермоупаковок которые мы делаем, а
именно К18, очень удачно поместилась в носовом отсеке над ногами гребца.
Осталось только придумать как закрепить ее там. А идея сложить в эту
гермоупаковку самое тяжелое в походе, а именно продукты, благотворно
сказалась на правильном распределении груза по длине лодки.
Такой вариант загрузки носа лодки мы рекомендуем использовать, так
как в этом случае существенно уменьшается дифферент на корму, нос
лодки не поднят, она разрезает перед собой воду, и не гонит перед
собой волну, что положительно сказывается на скорости
Испытания первого, опытного образца проводились на небольшом пеше-водном
маршруте. Для упаковки снаряжения я использовал герморюкзак объемом
70 литров и гермоупаковку К18 из ассортимента нашей продукции. В носовую
герму К18 я сложил продукты, у меня в эту гермоупаковку помещаются
продукты на две недели.
|
В герморюкзаке 70 литров ехало все снаряжение и лодка в гермоупаковке
К18 все продукты. Ни какого пластикового сидения в это время
у меня еще сделано не было, герморюкзак я размещал в кормовой
части лодки и но занимал место до середины очка, на нем же я
сидел. Чтобы сидеть было удобно, вещи в герморюкзаке я укладывал
в определенной последовательности. В носу лодки над ногами крепилась
гермоупаковка К18. На пешей части маршрута К18 и лодка
крепились к герморюкзаку.
Очень порадовала мобильность, время от причаливания к берегу
до начала пешей части маршрута не занимало больше 40 минут.
Такой вариант укладки вещей оказался очень не плохим и его имеет
смысл использовать, особенно на пеше-водном маршруте.
Осмыслив результаты испытания, появилось понимание, что вопрос
стационарного сидения для этой лодки будет стоять, и его
нужно будет делать. Такой сидение должно быть съемным, иметь
небольшой вес, занимать не много места и быть удобным. Мы сделали
его стеклопластиковым, оно крепится чуть выше середины
бортового баллона, Под сидением есть место, в которое можно
использовать для размещения снаряжения.
В лодке можно использовать разные способы размещения снаряжения.
Стеклопластиковое сидение можно брать или не брать с собой,
в втором случае использовать в качестве сидения герморюкзак
или какую либо другую гермоупаковку.
|
В случае использования стеклопластикового сидения для упаковки снаряжения
внутри лодки имеет смысл использовать следующий набор гермоупаковок,
К18 в нос лодки, две гермоупаковки 17 литров под сидение, и в кормовой
отсек за спиной гермоупаковку T45. Сбоку в носу и в корме еще помещаются
полуторалитровые пластиковые бутылки, две в носу и две в комме.
В сумме получается 110 литров. |