Бродяга

Надувная байдарка с элементами каркаса

Первый, опытный, легкий образец этой лодки изготовлен в августе 2015 года, испытан в небольшом пеше водном походе, после чего была произведена работа по корректировке и улучшению формы и отработка технологии. В результате мы хотим представить следующий серийный образец.

 

Назначение: Эта одноместная лодка спроектирована и предназначена для путешествий и прогулок в прибрежных частях морей и озер, для сплава по рекам с возможностью прохождения порожистых участков небольшой сложности. Небольшой вес лодки дает возможность использовать ее в пеше водных путешествиях, а грузоподъемность и свободный внутренний объем под снаряжение, позволит совершать автономные путешествия протяженностью до двух, трех недель. Лодка устойчивая, неплохо держит курс. Данная модель, рассчитана под гребца ростом до 200 сантиметров и весом до 100 килограммов. В случае если параметры гребца больше указанных, рекомендуем примерить, а лучше опробовать лодку перед покупкой.


 


 
  без деки борт дно  
 


 

Технические данные


Длина
Ширина
Диаметр баллона (максимальный)
Количество надувных отсеков
Грузоподъемность
Экипаж
Размер обруча на деке
Вес только лодки
Вес комплекта
Габариты лодки в упаковке

*- Вес лодки зависит от исполнения и комплектации лодки, подробнее смотри ниже.

2,80 м.
0,825 м.
0,25 м.
2
120 кг.
1 чел.
0,5-0,85м.
3,4-5,6 кг.*
4,47-7,05 кг.*
0,12х0,2х0,6 м.

 


 

Материалы и варианты исполнения лодки.

В сезоне 2016 года лодка будет выпускаться в следующих исполнениях: лодка с декой и лодка без деки, помимо этого, эти два варианта исполнения лодки мы будем делать из материалов разной плотности, назовем это лодка в легком исполнение и лодка в стандартном исполнения. То есть, будут доступны лодки без деки в легком и стандартном исполнении, и лодки с декой в легком и стандартном исполнении, четыре варианта.

Oсновным минусом ткани из которой сделаны баллоны лодки в легком исполнении, в сравнении с тканью баллонов лодки в стандартном исплнении является то, что первая гораздо легче рвется, чем вторая, вероятность получить повреждение, разрез, и особенно разрез большой длинны гораздо больше. Поэтому, лодке с баллонами из легкого материала противопоказано прохождение, мелких, шкуродерных, порожистых участков рек. Ремонт длинного пореза, в полевых условиях, для многих может оказаться не посильным, это необходимо иметь в виду, прежде чем нарушать эту рекомендацию.

Здесь хочется озвучить такое размышление, при весе лодки четыре с половиной килограмма, можно взять с собой еще одну, запасную, хотя бы одну на группу.

  Лодка без деки Лодка с декой
Вес (грамм) Цена (руб.) Вес (грамм) Цена (руб.)
Корпус лодки 3 820   5 170  
Два упаковочных ремня 50   50  
Обруч разборный     190  
Поперечная распорка     90  
Стеклопластиковое сидение 590   580  
Спинка 170   170  
Паспорт 10   10  
Вес и стоимость только лодки 4 730   6 260  
         
Юбка, фартук     200  
Помпа ножная с переходником* 770   770  
Ремкомплект** 300   300  
Вес и стоимость комплекта 5 800   7 530  
Дополнительно к лодке можно заказать:        
Носовая гермоупаковка К18     290  
Гермоупаковка 17 литров     200  
Герморюкзак 70 литров 980   980  


*- Помпа ножная с переходником объем 3 литра (ульяновская).
**- Ремкомплект, клей 100 мл. 100гр., ткань для ремонта 182 гр., ключ для капана и запасной переходник 24 гр.

Из стандартного комплекта поставки вы можете исключить то что считаете для себя не нужным, и наоборот добавить то либо что вам необходимое.

 
 
 

Устройство лодки

 

    

Бортовые баллоны, формирующие корпус лодки, разделены посередине двумя перемычками, в результате лодка имеет две не зависимые надувные секции, носовую и кормовую. К нижней части бортовых баллонов приклеено  днище из ткани ПВХ, плотностью 640 гр./м². Для дополнительной защиты днища от повреждений изнутриос (обенно при сплаве по порогам), по всей площади днища рекомендуем испльзовать пенополиэтеленовую вставку толщиной 8 миллиметров. Выкройку для пенополиэтиленовой вставки и саму вставку лодки Бродяга и Большой Бродяга очень просто сделать самостоятельно. Для этого нужно накачать лодку, перевернуть днищем вверх, взять кусок прозрачной полиэтиленовой пленки, расправить ее на днище ровно, и обвести по наружной части уголковой ленты которая приклеена с внутренней стороны. Эта линия рельефно хорошо читается. Полученную фигуру нужно уменьшить на 15 мм. по всему периметру, в результате вы получите выкройку. По ней очень легко выкроит и саму вставку. (Острые кончики выкройки, в носу и корме можно укоротить, сантиметров на 10-20). Не смотря на то, что она увеличивает вес и объем лодки в упакованном виде, такая прокладка уменьшает возможность повреждения днища.

В исполнении лодки без деки, в носу и корме лодки приклеены по одной ручке и одному полукольцу из нержавейки. Полуколец по бортам лодки нет.
В исполнении лодки с декой, верхнюю часть лодки закрывает дека. Лодка имеет два жестких элемента каркаса, это поперечная распора, и разборный на четыре части обруч. Верхняя поперечная распорка подымает деку лодки вверх, что позволяет воде попадающей на деку свободно скатываться за борт лодки. На поперечной распорке закреплены ремешок и регулировочная пряжка, позволяющие крепить носовую гермоупаковку.


На деке расположено овальное отверстие для посадки гребца. По периметру овального отверстия приклеена лента из ткани ПВХ, в край которой продет шнур, позволяющий крепить обруч овальной формы. В дальнейшем гребец может надевать на этот обруч фартук, защищая внутренность лодки от попадания воды и брызг. На деке в носу и корме лодки приклеены две ручки, и два металлических полукольца.
В комплект лодки  входит  стеклопластиковое сидение, и спинка. Стеклопластиковое сидение крепится к бортовым баллонам при помощи так называемого баночного леера, еще его называют лик-трос, который приклеивается к бортовым баллонам. Стеклопластиковое сидение имеет два лик-паза, в которые нужно завести лик-трос при установки сидения. Спинки крепятся к пластмассовым рамкам, приклеенным к бортовым баллонам лодки, и к пластмассовым крючкам, приклеенным с внутренней стороны деки. Положение спинки может быть изменено при помощи регулировочных пряжек


 

Сборка и разборка лодки

      1. Распаковать  лодку.
      2. Предварительно накачать бортовые баллоны, воздух должен заполнить бортовые баллоны, но на ощупь баллоны должны быть мягкими.
      3. При необходимости загрузить комовой отсек снаряжением.
      4. Установить стеклопластиковое сидение.
      5. Закрепить спинку.
      6. Установить поперечную распорку вдоль клеевого шва который делит деку лодки на две части, в этом месте изнутри деки приклеено специальное усиление.
      7. Надуть (равномерно) два отсека бортовых баллонов до рабочего давления. Рабочее давление 0.25-0.30 кг/см².
      8. Собрать и закрепить обруч на деке лодки.
      9. Разборка в обратной последовательности.
   

Подробности и особенности

Главная особенность этой лодки это небольшой вес и компактность в собранном виде. Это достигнуто за счет уменьшения основных размеров лодки и применения более легких материалов.
Хочется сказать несколько слов о том, из каких соображений была выбрана форма лодки и основные, базовые размеры.
Толчком к этой работы послужили американские «пакрафты», появившиеся в нашей стране не так давно. До их появления представить себе одноместную лодку весом три килограмма, которую можно использовать в туристических целях, было чем-то не вероятным, вызывающее большие сомнения и еще большие вопросы. Вопросы и сомнения остаются до сих пор, но психологический барьер преодолён. Эти лодки ходят по нашей стране, и уже идет обмен мнений, о достоинствах и недостатках, об особенностях использования заморского продукта в отечественных условиях.

Основное пожелание, возникающее у пользователей «пакрафтов»  -  скорость хотелось бы побольше. Лично мне, еще, в «пакрафте» не нравится загрузка, когда рюкзак со снаряжением привязывается на носу, сверху лодки, над ногами гребца. По-другому, с загрузкой в коротком, одноместном «Пакрафте» не возможно, и с точки зрения распределения веса по длине лодки это не плохо. Но с точки зрения распределения веса по высоте, парусности, и чисто эстетически такой вариант решения загрузки я считаю не корректным.
Разбирая дальше можно отметить что, в плане безопасности американский девайс, не выдержит ни какой критики, не говоря о ГОСТах и сертификации.  Лодка имеет один, единственный надувной отсек, и если, не дай бог герметичность этого отсека будет нарушена, то вы просто теряете лодку и все не плавающее снаряжение, оно банально тонет, и хорошо, если на вас надет спасательный жилет и до берега расстояние которое вы в состояние преодолеть вплавь. Но не будем больше о страшилках.
А как же удалось американцам сделать лодку такой легкой. Ответ простой, это использование волшебный, американских материалов, плотностью 400 г/м² и еще меньше.  Из тех образцов, которые удалось пощупать руками, у меня сложилось впечатление, что за океаном, по материалу для таких лодочек еще окончательно не определились и дело там еще находится на стадии проб и экспериментов.
Объективности ради, следует отмерить, что ткань, особенно нейлон, с двухсторонним покрытием TPU, используемая в «пакрафтах» является очень достойной. К сожалению, она пока плохо доступна у нас в России. Для нашей лодки такой ткани достать не получилось, но тем не менее, удалось найти очень не плохую ткань плотностью 400 гр./м², с покрытием ПВХ. В сезоне 2016 года бортовые баллоны лодки в легком исполнении будут сделаны из материала с покрытием ПВХ плотностью 400 гр./м², днище 640 гр./м², дека 400 гр./м². Бортовые баллоны лодки в стандартном исполнении будут сделаны из материала с покрытием ПВХ плотностью 640 гр./м², днище 640 гр./м², дека 400 гр./м².

Стараясь исправляя то, что не нравилось в «пакрафте» мы пришли к образцу, который вам сейчас представляем.
Относительно остроконечная форма, нос и корма лодки приподняты очень немного, так чтобы лодка разрезала воду и не гнала перед собой волну. Наибольший диаметр бортовых баллонов  250 мм., ширина лодки 825 мм. выбор этих цифр это компромисс обеспечивающий баланс между жесткостью лодки, хорошей остойчивостью и зависимостью скорости лодки от ее ширины.
Длина лодки 2.8 метра, почему не длиннее и не короче? На мой взгляд, это минимальная длина, которая позволяет лодке иметь приемлемую скорость и внутренний объем для размещения снаряжения на две-три недели автономного похода.
Замер скорости первого, опытного экземпляра этой лодки показал 5.2 километра в час. Скорость была определена следующим способом, озерный участок протяженностью 19 километров в условиях безветрия пройден за 3 часа 40 минут. (лодку передвигал не спортсмен).

В исполнении лодки без деки, в носу и корме лодки приклеены по одной ручке и одному полукольцу из нержавейки. Полуколец по бортам лодки на лодке без деки нет. Почему? МЫ это делаем преднамеренно. Опыт общения с покупателями лодок без деки, показывает то, что единого мнения, как это должно быть сделано, нет. Как правило, понимание что нужно, приходит только в ходе эксплуатации лодки. Если полукольца по бортам лодки вам нужны, их можно заказать у нас дополнительно, и наклеить самостоятельно там, где вы считаете это нужно.
Спинки, которые мы ставим на лодках с декой, для лодок без деки, по конструкции не подходят, поэтому их нет на этих лодках.
В лодках с декой полуколец по бортам лодки, для крепления дополнительного груза тоже нет, причина такого положения вещей та же что и в лодке без деки плюс еще то, что все снаряжение на две-три недели помещается внутрь лодки. И здесь мы также предлагаем то, что если полукольца на деке вам необходимы, приобрести их дополнительно для последующей самостоятельной установки.
Просьба отнестись к этому с пониманием, причина такого положения в том, что лодки мы делаем не по одной штуке, а серийно, и учесть все индивидуальные особенности не возможно, особенно в сезон.

Юбки.
Обруч который мы используем для этих лодок отличается от обруча используемого на лодках серии «Викинг». Во первых он немного больше, его габаритные размеры 500 на 850 миллиметров. Во вторых он разборный. То, что обруч разборный конечно ухудшает его прочность, обращаться с ним нужно более аккуратно. Но комплектовать такую компактную в упаковки лодку не разборным обручем было бы не корректно.  Поэтому обруч разборный.
То, что габариты обруча для этой лодки отличаются от габаритов обруча используемого на лодках серии «Викинг» говорит о том, что что юбки от лодки Викинг для этой лодки не подойдут.
Эти лодки комплектуются юбками другого размера. Эти юбки делает Алексей Белокуров, тел 8 921 303 43 39. http://vk.com/id209112892
также он делает непреновые  юбки, и юбки с индивидуальными особенностями.
При желании и необходимости вы можете с ним связаться и оформить индивидуальный заказ.

Рекомендации по использованию

Находкой, при работе над этой моделью стало решение по загрузке носового отсека лодки. Этот момент достаточно важен, так как центр тяжести лодки при загрузке кормового отсека смещен в сторону кормы, нос лодки при этом приподнят, волна которую лодка гонит перед собой становится больше, скорость лодки уменьшается. Очень хочется загрузить нос лодки чем-нибудь тяжелым, чтобы уменьшить этот подъем, но в носу лодки находятся ноги гребца и места там практически не остается. Решение было найдено случайно, одна из гермоупаковок которые мы делаем, а именно К18, очень удачно поместилась в носовом отсеке над ногами гребца. Осталось только придумать как закрепить ее там. А идея сложить в эту гермоупаковку самое тяжелое в походе, а именно продукты, благотворно сказалась на правильном распределении груза по длине лодки.

Такой вариант загрузки носа лодки мы рекомендуем использовать, так как в этом случае существенно уменьшается дифферент на корму, нос лодки не поднят, она разрезает перед собой воду, и не гонит перед собой волну, что положительно сказывается на скорости
Испытания первого, опытного образца проводились на небольшом пеше-водном маршруте. Для упаковки снаряжения я использовал герморюкзак объемом 70 литров и гермоупаковку К18 из ассортимента нашей продукции. В носовую герму К18 я сложил продукты, у меня в эту гермоупаковку помещаются продукты на две недели.

В герморюкзаке 70 литров ехало все снаряжение и лодка в гермоупаковке  К18 все продукты. Ни какого пластикового сидения в это время у меня еще сделано не было, герморюкзак я размещал в кормовой части лодки и но занимал место до середины очка, на нем же я сидел. Чтобы сидеть было удобно, вещи в герморюкзаке я укладывал в определенной последовательности. В носу лодки над ногами крепилась гермоупаковка К18.  На пешей части маршрута К18 и лодка крепились к герморюкзаку.

Очень порадовала мобильность, время от причаливания к берегу до начала пешей части маршрута не занимало больше 40 минут. Такой вариант укладки вещей оказался очень не плохим и его имеет смысл использовать, особенно на пеше-водном маршруте.
Осмыслив результаты испытания, появилось понимание, что вопрос стационарного сидения для этой лодки будет стоять,  и его нужно будет делать. Такой сидение должно быть съемным, иметь небольшой вес, занимать не много места и быть удобным. Мы сделали его стеклопластиковым, оно крепится  чуть выше середины бортового баллона, Под сидением есть место, в которое можно использовать для размещения снаряжения.

В лодке можно использовать разные способы размещения снаряжения. Стеклопластиковое сидение можно брать или не брать с собой, в втором случае использовать в качестве сидения герморюкзак или какую либо другую гермоупаковку.
В случае использования стеклопластикового сидения для упаковки снаряжения внутри лодки имеет смысл использовать следующий набор гермоупаковок, К18 в нос лодки, две гермоупаковки 17 литров под сидение, и в кормовой отсек за спиной гермоупаковку T45. Сбоку в носу и в корме еще помещаются полуторалитровые пластиковые бутылки, две в носу и две в комме.  В сумме получается 110 литров.