Надувной каяк с элементами поперечного каркаса "ё2011"

Приглашаем всех желающих высказаться, обсудить или просто почитать на форуме сервера "Скиталец"

Паспорт изделия
      

ё2011
 
три четверти с зади борт дека дно  

Технические данные

Длина                                                 3.60 м.
Ширина                                             0.67 м.
Толщина надувного днища          0.07-0.12 м.
Количество надувных отсеков    3
Грузоподъемность                          120 кг.
Экипаж                                              1 чел.
Вес лодки                                          8.9 кг.
Вес комплекта в упаковке             ?     кг.
Габариты лодки в упаковке         ?     м

Описание конструкции

Основным элементом нового каяка является надувное дно, к которому крепятся элементы каркаса лодки. К надувному днищу приклеивается дека, которая натягивается элементами каркаса, формируя, таким образом, верхнюю часть лодки.
На деке приклеены две ручки и металлические полукольца для крепления обвязки и дополнительного груза на деке.
Элементы каркаса выполняют следующие задачи, их три. Первое, они задают форму верхней части лодки, форму деки. Второе, они выполняют функцию бедренных и пяточных упоров гребца. Третье, усиливают жесткость надувного дна в центральной части лодки.

Каркас "ё2011"

Каркас состоит из двух элементов, передней поперечной распорки, к которой крепится две трубы бедренных упоров. Эти детали крепятся к надувному дну при помощи шпилек. Вторым элементом каркаса является рама. Рама состоит и четырех частей, двух прямых труб, трубы заднее поперечной распорки и трубы пяточного упора. К надувному дну приклеены ремешки из ткани ПВХ в виде петелек, в них вставляются прямые трубы рамы. В этих петельках рама может перемещаться вдоль оси лодки. Такое перемещение дает возможность регулировать положение пяточного упора. Нужное положение пяточного упора фиксируется при помощи ремешка с регулировочной пряжкой.

Коленные и пяточные упоры

Надувное дно имеет сложную, ложкообразную форму. Для увеличения внутреннего объема лодки, объема под снаряжение, толщина надувного дна сделана как можно тоньше. Объем надувного дна 145 литров. Надувное дно разделено на три секции, технически это выполнено следующем образом: В нутрии надувного дна находятся два дополнительных, не зависимых, цилиндрических баллона, объемом 15 литров каждый.

Материалы и технология

Материалы используемые для изготовления каяков это ткани специального назначения с ПВХ покрытием производства Франции, Германии, Финляндии и Кореи. Для достижения оптимального соотношения веса и прочности лодки при изготовлении каяка мы применяем материалы с разными характеристиками по плотности и прочности. Так для надувных днищ используется специальная лодочная ткань плотностью 850 г/м?,  для деки используется тентовые ткань плотностью 470 г/м?, для соединительных лент и внутренних перегородок более легкие тентовые ткани с плотностью 350 г/м?.
Технология соединения деталей лодки – клеевая. Применяемые при этом современные промышленные клеи и отвердители обеспечивают хорошую прочность и долговечность клеевого соединения.

Сравнение ё78 и ё2011

Внешне новый каяк и его предшественник  «ё78» очень похожи. Возникает вопрос, в чем положительные отличия новой  модели от старой?

  1. Главное отличие в конструкции надувных элементов формирующий корпус лодки. Изменения конструкции позволило уменьшить трудоемкость изготовления, цена каяка будет меньше (ориентировочно 17000 рублей).
  2. Изменены размеры и форма лодки, уменьшены ширина лодки и подъем носа и кормы. Это должно привести к сравнительному увеличению скорости нового каяка. В сочетании с новым исполнением бедренных упоров, реально легче делать эскимосский переворот (проверено).
  3. Бедренные упоры в новом каяке сделаны из трубы большего диаметра, чем в «ё78». Погнуть их при эскимосском перевороте гораздо сложнее. Кроме того форма упоров удобнее.
  4. В лодке появился штатный пяточный упор, положение пяточного упора поддается регулировке.
  5. Незначительно на 200 грамм легче вес лодки.
  6. Заметно лучше натяжка деки.
  7. Каяк компактнее в сложенном виде.
  8. В этой работе мне понравилась технологичность, как изготовления, так и проектирования, скорее даже проектирования. Разработка такой лодки гораздо проще, чем ее предшественницы. Это позволит гораздо проще создавать подобные лодки других размеров.

Рекомендации по загрузке надувного каяка

Я предлагаю следующую схему размещения снаряжения в нутрии лодки. Тяжелые не очень объемные вещи, как правило, это продукты, размещать внутри лодки в носовой и кормовой части, а легкие, объемные вещи, спальник, палатка, и.т.д. на корме сверху деки. Для этого в ближайшем будущем будет создана специальная гермоупаковка. Постараюсь сделать ее так, чтобы в нее помещался каяк в разобранном виде.
В ходе обдумывания этого каяка, у меня была идея отказаться от деки в кормовой части лодки и размещать снаряжение в специальной гермоупаковке, прикрепляемой сверху кормовой части каяка. Но в последствии я от нее отказался.

Размышления о прочности

Понятно, что такая лодка будет использоваться преимущественно для сплава по порогам. В связи с чем, возникает вопрос о ее прочности и надежности. А это вопрос материалов, из которых сделано надувное дно. В 2011 году на надувное дно этих лодок будет использоваться материал плотностью 850 г/м?. На мой взгляд, этого достаточно для сплава по рекам третьей категории сложности. Для более сложных маршрутов имеет смысл применять материал большей плотности.

В ходе работы над этой лодкой пришла идея другого каяка, которой хочу поделиться. Идея возникла в ходе размышления об увеличении прочности такого каяка.  Но рассказ об этом начну немного из далека. Работая над каяком, я сделал надувное дно, Закрепил на нем каркас и попробовал покататься на таком надувном днище, без деки. И получил от этого огромное удовольствие, игрушка для пляжа, обучения эскимосскому перевороту просто великолепная. Размышляя о увеличении прочности каяка, возникла идея, не приклеивать к надувному днищу деку, а вставить надувное дно с элементами каркаса в предварительно склеенную шкуру. При такой схеме надувное дно можно будет сделать из более тонкого материала плотностью 600 г/м?, а днище шкуры из более плотной ткани, например 850 г/м?. Ну, а если на дно шкуры поставить материал плотностью 1100 г/м? прочность такой лодки будет сравнима с полиэтиленовым каяком. В итоге мы получаем очень прочный каяк и великолепную игрушку для пляжа и бассейна. Понятно, что вес каяка увеличится килограмма на полтора, два.