Надувной каяк с элементами поперечного каркаса "ё78/05"

Паспорт изделия
      

каяк ё78/05

                            Вид сверху                   Вид снизу

Технические данные

Длина   
3.60 м.
Ширина   
0.72 м.
Диаметр баллона
0.18 м.
Толщина надувного днища
0.09 м.
Количество надувныхотсеков
3
Грузоподъемность
140 кг.
Экипаж 
1 чел.
Вес лодки 
9.1 кг.
Вес комплекта в упаковке 
10.2 кг.
Габариты лодки в упаковке
0.15 х 0.50 х 0.90 м

Описание конструкции  надувного Каяка

Каяк состоит из следующих элементов: двух независимых бортовых баллонов склеенных между собой в носу и корме, к нижней части бортовых баллонов приклеено эластичное днище, верхнюю часть лодки закрывает дека. На деке расположено овальное отверстие (очко) для посадки гребца. По периметру «очка»приклеена лента из ткани ПВХ в край которой продета резинка, позволяющая крепить обруч овальной формы (изготовленный из дюралевой трубки диаметром 10x1). В дальнейшем на обруч надевается фартук.
 В комплект каяка, помимо дюралевого обруча, входят еще четыре жестких элемента: две распорки-полушпангоута и две трубы упоров. Полушпангоуты и трубы упоров соединяются между сбой. Надувное днище представляет собой отдельный элемент. Надувное дно вкладывается между бортовыми баллонами. Два полушпангоута устанавливаются на свои места и соединяются между собой трубами упоров. При заполнении воздухом надувного днища и бортовых баллонов, надувное днище и полушпангоуты распирают бортовые баллоны, натягивая детали эластичного днища и деки, придавая лодки жесткость и оригинальный вид. Для слива воды попавшей внутрь лодки на деке в кормовой части вклеена сливная пробка. В кормовой и носовой части лодки приклеены две ручки, предназначенные для переноски каяка по берегу.    

Жесткие элементы каяка в сборе:

                       

Назначение, особенности и некоторые характеристики

Если обратится к истории создания то, при проектировании первого образца надувного каяка, особенно не имело значение в каком направлении современного каякинга, еще не существующее изделие найдет применение. На этом этапе просто ставилась задача создать надувной каяк с характеристиками близкими к пластиковым и каркасным каякам в плане жесткости изделия. То после изготовления и походных испытания первых образцов, после получения отзывов первых покупателей, были сделаны определенные выводы,  суть которых заключалась в следующем:

На основании этих выводов к сезону 2006 года была сконструирована и изготовлена новая модель каяка. После испытаний и тестов в сезоне 2006 года эта модель модернизирована, а по сути переделана заново, получив название ё78/05. Какие параметры претерпели изменение в сравнении с параметрами предыдущих моделей.

  1. Увеличены габаритные размеры лодки: длинна увеличена с 3300 до 3600мм., наибольшая ширина увеличена с 680 до 720мм.   
  2. Изменено геометрическое положение бортовых баллонов и надувного днища  друг относительно друга, что позволило наряду с увеличением габаритных размеров, увеличить полезный объем под походное снаряжение. Полезный объем под походное снаряжение каяка ё78/05  составляет 64 литра и делится соответственно: 18 литров носовая упаковка, 38 литров кормовая упаковка, 8 литров центральная. (более подробно об опыте размещения походного снаряжения в надувном каяке см. в разделе «Опыт и рекомендации по загрузке надувного каяка»)
  3. В отличии от предыдущих моделей надувных каяков, где в качестве упоров для ног использовались ремни проходившие вдоль бортовых баллонов под которые можно было заводить колени, в модели ё78/05 упоры для ног жесткие, выполненные из двух фигурно изогнутых дюралевых труб которые связываются с передним и задним полушпангоутами. Чтобы придумать, с одной стороны, простое, надежное и технологичное решение жестких упоров  в надувном каяке пришлось поломать голову и переделать несколько вариантов данного узла. Но результат который получился в итоге не сравним (в положительном смысле) с предыдущим вариантом решения данного узла. За что я искренне благодарен Трофимову Игорю Борисовичу (известному многим кто бывал в Лосево) за его настойчивость, которую он проявил убеждая изменить конструкцию упоров, несмотря на очевидное увеличение трудоемкости и сложности изделия.

Видео ролик об испытаниях лодки:


(место съёмки: Ленинградская область, пос.Лосево, "Лосевский порог" перед автомобильным мостом).

Материалы и технология

Материалы используемые для изготовления каяков это ткани специального назначения с ПВХ покрытием производства Франции, Германии, Финляндии и Кореи. Для достижения оптимального соотношения веса и прочности лодки при изготовлении каяка мы применяем материалы с разными характеристиками по плотности и прочности. Так для производства бортовых баллонов используется специальная лодочная ткань плотностью 850 г/м², надувное днище изготавливается из лодочной ткани плотностью 650г/м², для деки и эластичного днища используется тентовые ткани с плотностью 450-650 г/м², для соединительных лент и внутренних перегородок более легкие тентовые ткани с плотностью 250-470 г/м².
Технология соединения деталей лодки – клеевая. Применяемые при этом современные промышленные клеи и отвердители обеспечивают удивительную прочность и долговечность клеевого соединения, не сравнимую с клеевыми соединениями резиновых лодок прошлого поколения.

Опыт и рекомендации по загрузке надувного каяка

            С первых строк этого повествования хочу огорчить тебя – «О уважаемый читатель». Чудеса на свете встречаются довольно редко. Поскольку корпус лодки формируют надувные баллоны, хотя и относительно небольшого объема, но тем не менее они существенно уменьшают полезный объем под туристическое снаряжение необходимое в путешествие. Поэтому если вы привыкли путешествовать с комфортом и удобствами не отказывая себе в громоздких но крайне необходимых вещах туристического интерьера, если вы не привыкли компактно и аккуратно укладывать свои веши, то возможно вам надо остановить свой выбор на другом туристическом транспортном средстве.
            Хочу огорчить вас вторично, если в путешествии вы собираетесь упаковывать свои вещи в произвольные гермоупаковки, гермоупаковки с других судов, или гермоупаковки которые вы использовали ранее, вы поймете, что у вас вообще ничего в каяк не помещается.
            Тем не менее, все не так трагично как может показаться из сказанного выше. Так полезный объем под походное снаряжение каяка ё78/05 составляет 64 литра – это реальные цифры на самом деле он, объем, даже немножко побольше. И это уже достаточно не плохо на мой взгляд к тому же любители комфорта наращивают этот объем еще на 20-30 литров путем закрепления дополнительной гермоупаковки с наружи каяка, на корме. Что может быть не совсем корректно, но тем не менее возможно и реально применяется.
 Как показал опыт для того чтобы разместить и уберечь от влаги свое снаряжение внутри каяка необходимы три гермоупаковки две специальные клиновидной формы носовая и кормовая и одно прямоугольная либо цилиндрическая, которая располагается по середине и на которой сидит гребец.  (Эти гермоупаковки не входят в стандартный комплект поставки и изготавливаются на заказ.)
            Процесс упаковки вещей в кормовую гермоупаковку имеет особенность существенно облегчающую этот процесс. Дело в том, что гермоупаковка представляет собой конус достаточно большой длинны (высоты) в вершину которого не дотянутся рукой. Поэтому я поступаю следующим образом, с начала набиваю гермоупаковку на одну треть (заполняю вершину конуса), после чего запихиваю гермоупаковку в корму каяка, ставлю каяк вертикально в верх, прислонив его к дереву, расправляю гермоупаковку и плотненько добиваю корму каяка под завязку (закрутку).
            Носовая гермоупаковка как и кормовая имеет форму конуса только меньшего размера и поэтому с ее упаковкой все гораздо проще. Она упаковывается отдельно после чего вставляется в нос лодки. В нее упираются ноги каякера и как правило свое положение в лодке она находит под воздействием этих ног, поэтому не рекомендуется класть в верхнюю часть гермоупаковки печение.
            Объем центральной гермоупаковки крайне незначителен (мы заявляем его как 8 литров). Дело в том что на ней сидит каякер и нельзя делать ее слишком толстой, потому что в противном случае вы можете просто не поместится в каяк сами, а также при более высокой посадке центр тяжести  смещается на верх и лодка становится менее остойчивой. Лично я использую это место в лодке для перевозки туристического коврика. Туристический коврик в виде книжки очень удачно вписывается в это место каяка, не превышая в сложенном виде пяти сантиметров толщины.
            Что можно сказать об обитаемости каяка на конкретном примере. В десятидневном походе 2004 года по речке Тумча (Кольский полуостров) были использованы два надувных каяка старой модели (длинной 3300 мм.) в которые поместились личные вещи двух участников, включая четырехместную палатку, и положенная на двоих раскладка продуктов (из расчета 1,5 кг. на день) и сверху каяков мы ни чего не привязывали.
            В заключении можно добавить только то, что полезный объем под походное снаряжение каяка последней модели не на много но больше полезного объема каяка предыдущей модели и составляет 64 литра. Мало это или достаточно решать вам.

Фото каяка "ё78/05"